я сейчас попробую сформулировать одну штуку, которая не дает мне покоя. Это будет штука про обесценивание эмоций и про то, что слова "мизантроп" и "социопат" рядом моих знакомых используются чуть ли не с гордостью и хвастовством.
Суть вот в чем. Я заметила, что любые эмоциональные проявления среди многих моих знакомых считаются чем-то вроде сбоя системы. Я злюсь, я расстроен, я влюблен, я ревную, я счастлив - всего этого надо стыдиться или, по крайней мере, не озвучивать и не замечать. Не замечать не только в себе, но и в других людях тоже. Апеллировать к чувствам другого или считаться с ними, по мнению этих моих знакомых, наивное младенчество, от которого взрослый человек должен отказаться, чтобы правильно и эффективно функционировать. Вообще, "функционировать" - это основное слово, потому что людей можно оценивать только по поступкам. Любое проявление эмпатии, любая попытка проанализировать чувства человека есть только постыдная трата собственной энергии. Ну, а разбираться в том, что чувствуешь ты сам, и вовсе сентиментальность и ничего больше.
И меня, сссука, это бесит. Да, я вот не стесняюсь написать "бесит", потому что у меня есть какой-то внутренний эмоциональный мир, я знаю, как называются его проявления, и не боюсь говорить об этом вслух.
Эмоциональный фон, психика, богатый внутренний мир, whatever — это такая же составляющая часть человека, как, например, печень или нога. Глупо отрицать, что она у тебя есть. Еще глупее хвалиться тем, что ты с рождения одноногий, а значит, гораздо лучше и сильнее окружающих с двумя ногами. В слове "социопат", которым с гордостью размахивают люди вокруг меня, второй корень все-таки означает патологию. Это негативная характеристика. Это значит, что человек отличается от других только тем, что чего-то не может: не может сопереживать, не может в полной мере погружаться в социальный контекст вокруг себя, не может обеспечить обратную связь в дружеских или романтических отношениях, не может эффективно коммуницировать.
Про коммуникацию, кстати, отдельно. Даже если признать, что судить о человеке нужно только по его поступкам (а это приятная, привлекательная теория), то в поступки следует включить и коммуникацию тоже. В конце концов, не зря существует понятие "речевой акт" (который, пускай в более узком смысле и только в языковом пространстве, все-таки представляет собой действие), и не зря люди придумали перформативные высказывания. Подвиг Александра Матросова - это действие, по которому я сужу о нем как о герое. Но и речь Черчилля про we shall fight on the beaches - тоже действие, и не менее героическое. Если человек считает общение с людьми досадной помехой в своей жизни, значит, на какие-то действия, доступные другим, он попросту не способен. Это не очень похоже на идеально отлаженное функционирование. Понимание одним человеком другого во многом зависит от совпадения их mind sets. Если человек не просто не в состоянии проанализировать чувства своего адресата, но и не хочет даже постараться это сделать, он никогда не будет эффективным коммуникатором.
Я не вижу ничего дурного в том, что у меня есть эмоции, и в том, что я пытаюсь апеллировать к эмоциям других людей. Считать свою социопатию достоинством - просто глупость. Ну, а не признаются себе в наличии эмоций и вовсе только трусы.
Вообще, среди выдриных заказов попадаются иногда адекватные, а изредка даже такие, которые я сама бы посмотрела - вот, например. Но большая часть выдры строится на упороте и предназначается, видимо, для тех, кому за 40, а по телевизору нечего. Или для маршруток Одесса-Киев, когда "Доярка из Хацапетовки" приестся. За три года выдры я перевела, namely:
- сериал про умирающих гепардов. Гепарды гибнут каждую серию, смотрители рыдают в кадр, зрители рыдают за ними, переводчик и редактор рыдают тоже, на бэкграунде - солнечные юарские пейзажи. - сериал "Ковбои турбин" про пацанов, которые ездят по штатам и чинят ветряки. Каждый второй из них боится высоты, каждый третий с нее падает и драматично повисает на фоне заката, у каждого первого дома остались малые дети по лавкам, которых он поминает в эфире. - сериал, аналогичный ковбоям турбин, но про мужественных электриков в гетто. Работа электрика опасна, потому что его могут пырнуть ножом, натравить собакой или обидеть недобрым словом. Бонус-эпизод - как достать очень мертвую белку из трансформатора. - сериал про археологов, которые раскапывают английские курганы, изъясняясь при этом исключительно словами "nice", "sweet" и "lovable", а также фразами не длиннее пяти слов. Гайз, ай фаунд э скалл. Хмм, э скалл? Йес, э найс скалл. Свит. Лавабл. Лук, Бен, э скалл. 40 страниц текста. Э найс лавабл скалл. Лук, Бен, 50 страниц текста. Найс? - сериал про работников пит-стопов. Его я помню плохо, потому что он состоял наполовину из гоночной "подай-мне-вон-тот-привод-задней-левой-трансмиссии-и-ключ-на-12" терминологии, а наполовину из выражений обеспокоенных комментаторов гонки вроде "what the fucking fuck are you doing, you little motherfucking fucktard", которые мне приходилось адаптировать для рейтинга 12+. - сериал про посонов, идущих на Южный полюс (читай - сериал про стены палатки, потому что 90% сериала занимает метель). - сериал непосредственно про выдру. - и текущий сериал.
Текущий сериал, если что, посвящен компании, которая делает промышленные шредеры. В нем 2 сезона по 8 серий. Про шредеры. Шредеры и борьбу. Шредеры и национальную промышленность. Шредеры и баскетбол. Шредеры и рейтинги их канала.
Шредеры и осмысленность работы, которую посмотрят 5 человек, не считая родственников оператора и шредеров.
для тех, кто еще не отписался от этого дневничка из-за обилия слезок и нытья, внезапно пропиарю славный курс лекций про базовые языковые штуки и прочую лингвистику. лекции очень небольшие, а Плунгян очень крутой и хорошо рассказывает.
.А за всем этим, как над июлем скапливается гроза, Еще только собирается вся вот эта твоя, нынешняя чудная жизнь, Когда "собери свою жопу в кулак" будешь говорить себе сам. Кстати, давай скажи.
Также вот мысль. Музыкальный слух и чувство юмора - ужасно похожие штуки. Либо он (оно) есть, и тогда жизнь твоя приятна и полна похвал окружающих, либо его (его) нет, и тогда остается смириться и скрывать это. Ну, или долго, мучительно учиться, чтобы к сорока годам наконец-то разок не сфальшивить (не облажаться, рассказывая анекдот).
Это я к чему. У меня, например, слуха отродясь не было. Но я зато и не пою в публичных местах.